Досье на профессию: как добиться успеха в роли продавца

Должны угадывать с полуслова и уметь побеждать комплексы


Одна из самых востребованных профессий во все времена — продавцы. Причем сейчас они нужны не только в привычных точках (базары, супермаркеты, торговые центры), но и в интернет-магазинах. Кадров остро не хватает, поэтому на работу готовы взять кандидата и без диплома: достаточно "подвешенного" языка, желания зарабатывать и готовности к обучению, так как многие работодатели готовы воспитывать продавцов "под себя" и учат их премудростям профессии прямо перед стартом продаж. Заоблачных денег работникам практически нигде не предлагают, но обещают возможность выйти на хороший доход, если стараться и работать на процент от сделок.

"Сегодня" узнала, как добиться максимума от профессии продавца, где учиться искусству торговли, что нужно знать новичкам, чтобы не терять времени, и как наверстать опытным продажникам, чтобы быть в тренде.

Важно определиться с направлением

Если раньше на продавца нужно было учиться в училище/техникуме/вузе, то сегодня мнения о необходимости получения специализированных знаний разделились. С одной стороны, просто так начать с нуля работать на кассе, стать продавцом-консультантом или мерчендайзером нереально: знания азов все же нужны. С другой — даже те, кто окончил учебное заведение и работает в торговле, считают, что времени на овладение профессией тратится неоправданно много.

"Исключение, когда у человека неоконченное среднее образование, и ему нужно все же овладеть базисом, плюс добавляются спецпредметы, — рассказывает директор магазина "ModaNino" Ульяна Сурженко. — Это был как раз мой путь. Но сейчас я понимаю, что курсов вполне достаточно. Только я рекомендовала бы перед поступлением в учебный центр четко определиться с направлением и поинтересоваться, кем именно по окончании можно работать. Это большая разница: продавцы продовольственных или промышленных товаров, люди с дипломом маркетолога или продавцы-кассиры".

ГОТОВЫ ДЕЛИТЬСЯ. Есть на рынке труда и такие работодатели, которые готовы взять человека "с улицы". Но за неопытность придется заплатить временем или деньгами.

"У нас за сентябрь опубликовано более 18 тысяч вакансий в сфере продаж и клиент-менеджмента. По большинству из них требуется опыт, но есть фирмы, готовые обучать новичка. Условия они предлагают разные: некоторые неоплачиваемую стажировку, другие — учебу, за которую, как потом может выясниться, соискателю придется доплачивать", — рассказали на портале rabota.ua.

Если "незнайку" готовы учить, то лучше соглашаться трудиться за меньшие деньгиили бесплатно. А вот если за учебу работодатель просит плату, надо задуматься.

"Важно понимать: это просто учеба или реальный шанс закрепиться в этой компании? Так как, если учить будут 15 человек, а место — одно, надо насторожиться. Опыт может обернуться простой тратой денег, а в другой компании — не засчитаться", — объяснила карьерный консультант Мария Винник из Днепра.

new_image2_496

В обувном. Продавец должен знать специфику работы с промтоваром. Фото: В. Лазебник

Нелюбимая работа даст понять, куда двигаться

По словам карьерного консультанта из Киева Ольги Слюбодянюк, чтобы добиться вершин в сфере продаж, соискателям нужно понимать, что они готовы делать и к чему в итоге хотят прийти.

"Есть люди, которых устраивает монотонная работа кассира, и "потолок" их мечтаний — старший кассир. Им нет смысла получать высшее образование. А вот тем, кто стремится быть маркетологом, аналитиком, тренером продаж или мечтает в итоге стать управленцем, нужно четко продумать свой путь. Ведь, освоив азы не в том направлении, можно в лучшем случае потерять время на переучивании, а в худшем — "застрять" на достигнутом и получить нелюбимую работу без перспектив развития", — говорит специалист.

С таким выводом не вполне согласны в учебных центрах: они не видят проблемы в том, чтобы овладеть несколькими направлениями в торговле.

"Есть учащиеся, которые благодаря тому, что курсы краткосрочные, осваивают уже вторую-третью специальность. Молодые люди пробуют себя в разных ипостасях и продолжают обучение в той, что понравится больше других", — говорят в учебном центре "Элиз-Консалтинг" (Запорожье).

 

Хороший продавец должен получить опыт в разных направлениях

РАЗБИРАЮТ НА ХОДУ. Кстати, в большинстве студий по обучению утверждают, что на их воспитанников высокий спрос.

"У нас вакансии выставлены в вестибюле и постоянно звонят работодатели", — говорят в центрах.

Но выпускники как училищ, так и курсов, утверждают: на хорошую работу все равно устроиться сложно.

"После ПТУ я пошла работать менеджером продаж в небольшой магазин. На меня, как на новенькую и неопытную навесили столько обязанностей, сколько должны выполнять три отдельных работника. Я продержалась два месяца, но опыт получила на всю жизнь. И поняла: торговля в точке продаж — не мое. Сейчас развиваю свой интернет-магазин, но за опыт отчасти благодарна. Каждый работник сферы торговли должен попробовать себя и на рынке, и в магазине, и в интернет-торговле", — считает Светлана Прокопив из Львовской области.

Дубль-витрина в интернете

Все эксперты утверждают, что торговля медленно, но верно уходит в онлайн.

"Если продавец продвигает свой товар еще и в интернете, ведет страницы и всячески рекламирует свой продукт, то продажи у него непременно вырастут. Даже продавец мяса может придумать такие условия для покупателя, что заработок будет выше, чем на основном рабочем месте. Поэтому я бы советовал тем, кто связывает свою жизнь с этим поприщем, развиваться в сторону освоения интернет-торговли. Это может быть бюджетный вариант: попытки самостоятельной учебы и анализа своих успешных шагов и ошибок или же курсы/тренинги по онлайн-продажам. Выбирать последние нужно, внимательно вчитываясь в учебную программу", — говорит лектор по интернет-продажам, киевлянин Дмитрий Туз.

 

Источник:https://www.segodnya.ua/life/work/dose-na-professiyu-kak-dobitsya-uspeha-v-roli-prodavca-1061031.html

Джерело:  https://rabota-i-trud.ua

09.10.2017

Читати решту статей...