Президент Украины подписал законы «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей» и «О внесении изменений в статью 15 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты по предоставлению членам семей погибших льгот без учета среднемесячного совокупного дохода семьи»
Недавние изменения в некоторые законы увеличили размеры выплат семьям погибших бойцов и инвалидам АТО, а еще ликвидировали некоторые коллизии в действующем законодательстве.
Президент Украины подписал законы «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей» и «О внесении изменений в статью 15 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты по предоставлению членам семей погибших льгот без учета среднемесячного совокупного дохода семьи». Какие именно изменения законодательно утверждены, разбиралась наш корреспондент
Базовой величиной для начисления основных социальных выплат участникам АТО является размер прожиточного минимума. При расчете единовременного пособия учитывается прожиточный минимум, определенный по состоянию на 1 января текущего года, в размере 1600 грн. В соответствии с новой редакцией закона выплаты будут назначаться и выплачиваться в следующих размерах:
— 1 200 000 грн (750-кратный размер прожиточного минимума) получит семья, если военнослужащий погиб при исполнении обязанностей воинской службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей воинской службы;
— 800 000 грн (500-кратный прожиточный минимум), если гибель (смерть) военнослужащего, военнообязанного или резервиста произошла во время воинской службы или вследствие заболевания или несчастного случая во время воинской службы.
В случае установления военнослужащему I группы инвалидности выплату осуществят в размере 400-кратного прожиточного минимума (640 000 грн), в случае установления инвалидности II группы — в размере 300-кратного прожиточного минимума (480 000 грн), в случае инвалидности III группы — в размере 250-кратного прожиточного минимума (400 000 грн).
Ранее во время применения действующей нормы закона возникало немало вопросов. Например, в нашу редакцию обратилась жена погибшего бойца. Женщина и ее дети длительное время не могли получить положенные выплаты, потому что родители ее погибшего мужа не давали согласия на получение средств. Ведь одноразовую денежную помощь до недавнего времени назначали и выплачивали только по заявлению каждого совершеннолетнего члена семьи, родителей и иждивенцев погибшего. Другими словами, право лица на получение помощи напрямую зависело от действий всех совершеннолетних членов семьи, родителей и иждивенцев погибшего военнослужащего.
Новая редакция части первой статьи 16-3 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» устраняет приведенное выше условие выплаты. Отныне в случае отказа от назначения и получения единовременного денежного пособия или в случае, если одно из указанных лиц в определенный срок не реализовало свое право на назначение и получение, эту долю будут распределять между другими членами семьи, которые имеют на нее право.
Другое несоответствие, существовавшее до этого в действующем законодательстве, — практика установления разного размера выплат семьям погибших и раненым. Например, в случае гибели военнослужащего во время АТО согласно статье 21 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» до сих пор было определено право членов его семьи на единовременное пособие в размере 20 прожиточных минимумов — 32 000 грн (20х1600). Одновременно в статье 16-2 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» в случае гибели военного при исполнении обязанностей воинской службы было предусмотрено оказание единовременной денежной помощи в размере 500 прожиточных минимумов — 800 000 грн (сейчас — 1 200 000 грн). Согласитесь, разница в размере пособия существенная.
Такие же противоречия возникали в действующем законодательстве и относительно назначения помощи раненым во время АТО бойцам силовых структур, которые стали инвалидами или частично утратили трудоспособность без установления группы инвалидности.
Отныне эти правовые коллизии между двумя названными выше законами, в каждом из которых определен свой размер помощи, также в прошлом. В статье 21 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» сделана ссылка на Закон Украины «О социальный и правовой защите военнослужащих и членов их семей», чем признана действующей большая сумма выплаты.
В то же время изменения в вышеупомянутые законы не распространяются на тех лиц, которые получили право на выплату им единовременной денежной помощи до вступления их в силу. Поэтому пересчет уже назначенных сумм производиться не будет, а увеличенные размеры помощи будут выплачивать с дня, следующего за днем публикации законодательных изменений в официальных печатных изданиях.
Не оставлены без внимания и изменения в еще один закон, касающийся льгот семьям погибших.
— В 2015 году во время встречи с ветеранами и членами семей погибших участников АТО в Мукачево ко мне обратилась вдова нашего офицера, погибшего в АТО, с таким вопросом: «Как случилось, что меня и мою несовершеннолетнюю дочь лишили права на льготы, тогда как мои соседи, в составе семьи которых есть участник АТО, имеют льготу на 75-процентное снижение оплаты за коммунальные услуги?» — рассказывает начальник отдела социальной политики Департамента военного образования, науки, социальной и гуманитарной политики Министерства обороны Украины Сергей Кучеренко. — На то время предоставление льгот указанной категории лиц зависело от дополнительного условия — среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, и доход не должен был превышать величину дохода, дающего право на налоговую социальную льготу. С целью урегулирования указанного вопроса Министр обороны в 2015 году дважды обращался в Кабинет Министров Украины, и вопрос был урегулирован, но частично. С вступлением в силу соответствующих изменений в закон 20 февраля 2016 года льготы лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», из числа членов семей погибших участников АТО стали предоставлять в полном объеме. Но всем другим категориям лиц эти ограничения оставили. Поэтому для членов семей лиц, которые погибли или пропали без вести, умерли вследствие ранения, контузии или увечья, полученных во время защиты Родины или выполнения других обязанностей воинской службы, вопросы предоставления льгот осталось нерешенным.
После того, как Закон «О внесении изменений в статью 15 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» относительно предоставления членам семей погибших льгот без учета среднемесячного совокупного дохода семьи» вступит в силу (этот закон, в отличие от предыдущего, станет действующим с первого числа месяца, который наступит через месяц со дня его опубликования), эти ограничения будут сняты. Тогда семьи смогут иметь такие льготы, как бесплатное получение лекарств, медицинских услуг, 50-процентное снижение оплаты за жилье, пользование коммунальными услугами и тому подобное.
Татьяна МОРОЗ, «Народная армия»
Джерело: https://rabota-i-trud.ua
11.05.2017