Как не ошибиться в выборе вуза и профессии
В 1992-м, окончив школу, я выбирал специальность для подачи документов в институт. О будущем трудоустройстве, признаться, не думал - больше интересовало отсутствие среди предметов химии, которую после школы я толком не знал. Итогом выбора стал приборостроительный факультет Киевского политеха. И только на первом курсе я сообразил, что название специальности "приборы точной механики" было эвфемизмом для систем наведения, в основном - ракет. Учиться этой премудрости мне, мягко говоря, не хотелось.
Спустя десять лет, два факультета и три специальности, я всё же получил диплом. Но уже по осознанному выбору: к тому времени я лет пять как работал в газете, а диплом по IT-технологиям издательского дела позволил взглянуть на профессию с другой стороны. В общем, было интересно, да и знания пригодились, хотя и нельзя сказать, что работаю я по специальности.
Впрочем, журналистика - не самый яркий пример. Дипломированные журналисты в любой редакции составляют меньшинство. Научить человека писать, специально задавшись такой целью, крайне сложно, если не невозможно, сколько редакторских факультетов или литинститутов ни окончи. Но я встречал и людей, работающих на инженерных должностях после истфака. Причём работающих, что называется, "по призванию".
Примерно лет за пять до получения диплома меня крепко удивил знакомый, который после трёх курсов политеха эмигрировал в Германию и поступил в тамошний университет. Начав с аэрокосмической специализации (как и до этого в КПИ), в итоге он окончил вуз инженером связи. В немецкой системе обучения студент сам может выбирать себе учебные курсы по ходу обучения, занимаясь теми предметами, которые ему интересны. А набрав необходимое количество часов по профильным дисциплинам - получить диплом, запись в котором иногда кардинально отличается от первоначальной специальности. Собственно, всё это и есть Болонская декларация, о которой в Украине говорят уже лет десять - с 2005-го, когда мы к ней присоединились. Она позволяет студентам, большинство из которых и в 16, и в 20 лет слабо представляют, кем в итоге хотят стать, учиться тому, что им действительно интересно.
Плохая новость в том, что у нас, как и 20 лет назад, в большинстве вузов единожды выбранную на первом курсе специализацию не удастся сменить без сдачи "академразницы". На практике это означает, что с третьего-четвёртого курса студент может перевестись только на первый-второй курс другой специальности. Да и то, как правило, в пределах своего факультета.
Но есть и хорошая новость. Основные составляющие "болонского процесса" первыми вводят лучшие вузы Украины.
Источник:http://uainfo.org
Источник: https://rabota-i-trud.ua
29.05.2015